Радиоволна Клуба ГАЗ-69
 
     

  Сообщения без ответов | Активные темы
куплю БРДМ-2 Автомасла для клуба ГАЗ-69.com
AutoMoto.ua - агрегатор автосайтов Украины
AutoMoto.ua - агрегатор автосайтов Украины

Часовой пояс: UTC + 2 часа     RSS RSS   -69.com




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Пневматический инструмент и компрессоры – виды, устройство
UNREAD_POSTДобавлено: 12 ноя 2011, 17:28 
Эксперт
Эксперт
Аватара пользователя

Сообщения: 2570
Изображения: 126
Откуда: Мариуполь
Репутация: 102   Уважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человек
Не в сети
Как и какой выбрать компрессор для работы по дому и в мастерской. Виды пневматического оборудования и устройств.
Вы здесь » Главная / Инструменты / Как и какой выбрать компрессор для работы по дому и в мастерской. Виды пневматического оборудования и устройств.
Пневматический инструмент и компрессоры – виды, устройство, типы оборудования, предназначение

Если предложить обычному человеку найти среди своего имущества компрессор, результат, скорее всего, будет предсказуем. Автомобилист укажет на электрический насос для подкачки шин, технически подкованный пользователь вспомнит о круглой черной штуке на задней стенке холодильника, любитель аквариумных рыбок — о насосе для аэрации воды… и, пожалуй, все. Далеко не каждый любитель мастерить может похвастать наличием компрессора — агрегата, который используется для работы пневматического инструмента. Гораздо более распространен электроинструмент.

И в то же время на производстве разных уровней, от маленьких мастерских до огромных заводов, сжатый воздух используется повсеместно. В промышленности — для работы прессов, производства изделий из пластика, транспортировки сыпучих материалов, для охлаждения оборудования. В строительстве — для прокладки подземных коммуникаций, разрушения асфальта и бетона, изготовления железобетонных изделий. В медицине — для изготовления лекарственных препаратов и обеспечения работы различных приборов. Иными словами, в той или иной степени сжатый воздух необходим на любом крупном производстве — от легкой промышленности до тяжелого машиностроения. В условиях относительно небольших производств и мастерских, в том числе домашних, в авторемонтном бизнесе, деревянном строительстве, производстве мебели и при бытовом «ремонто-строительстве» применение «воздушной» техники тоже оправданно — оно значительно сэкономит время, силы и ресурсы.

Пожалуй, главный аргумент против замены электрического оборудования на пневматическое — относительно высокие начальные затраты и необходимость подыскать для него место в мастерской. Однако практика показывает, что тот, кто поработает «пневматикой» некоторое время, в дальнейшем будет стремиться использовать ее для решения все большего круга задач: удобство и высокое качество работы «перевешивают» затраты на приобретение. Вот характерный пример: простой бытовой компрессор с небольшим набором инструмента обойдется приблизительно в 5 тысяч рублей. С его помощью можно в одиночку покрасить «домик в деревне» — это займет полдня-день, если не учитывать процесс первичной подготовки поверхности под окраску. Сам компрессор за это время едва успеет пройти обкатку. Пара наемных работников выполнят эту работу как минимум за такую же сумму (а то и больше) и за такое же время, но при этом потребуются дополнительные расходы на кисти и валики, а также на краску, так как при ручном нанесении ее расход увеличится.


На производстве компрессорная техника снижает энергозатраты и уменьшает нагрузку на сеть, так как даже при одновременном подключении на непродолжительное время всех потребителей энергию они будут получать от ресивера со сжатым воздухом, а не непосредственно «из розетки». Таким образом, можно использовать мощное оборудование кратковременного действия даже при относительно небольшой выделенной электрической мощности. При применении в таких случаях электрического оборудования придется проходить долгую процедуру согласования в энергетической компании и переделывать электросеть, что весьма хлопотно и затратно. То же касается и домашнего хозяйства.

Практически любой электрический инструмент имеет более мощные, надежные и удобные пневматические аналоги, а в некоторых областях (например, нанесение лакокрасочных материалов, различных покрытий и пропиток или в шиномонтажной мастерской) альтернативных вариантов ему попросту нет. С точки зрения условий применения «пневматика» также выигрывает: работать она может в агрессивных и взрывоопасных средах, при большой запыленности (если необходимо, от одного и того же компрессора реально запитать как инструмент, так и подачу чистого воздуха для работника), при повышенной влажности или под дождем, а то и вовсе под водой или в космосе.

Для применения пневматического инструмента в профессиональных целях необходимо решить четыре основные задачи: производство, подготовка, распределение и использование сжатого воздуха. Для каждой из них найдется свое оборудование, ассортимент которого у разных производителей чрезвычайно велик.

Для производства сжатого воздуха подходят компрессоры различных типов, отличающиеся устройством, временем непрерывной работы, развиваемым давлением и производительностью. При подготовке воздуха его надо очистить от загрязнений, конденсата, а для работы с некоторыми видами инструментов — насытить масляным туманом. Для распределения сжатого воздуха к потребителям нужно организовать пневмопроводы к каждому участку работ, если потребуется — дополнительно подготовить воздух для работы с конкретными видами инструмента и оборудования. И только на четвертой стадии воздух попадает в инструмент и можно приступить к решению поставленной задачи.

На каждой из этих стадий есть свои специфические особенности и «подводные камни». Чем сложнее и многообразнее стоящие проблемы, тем с большей ответственностью следует подходить к подбору и совместимости каждого компонента системы.

Практически все компрессоры делятся на поршневые и ротационные в зависимости от устройства компрессорной группы.
Виды и типы компрессоров

Поршневые компрессоры. Их можно было бы назвать «классическими». Принцип работы заключается в сжатии воздуха при помощи поршневых цилиндров. Воздух через впускной клапан попадает в цилиндр, где сжимается и через выпускной клапан направляется в магистраль. Главные преимущества этой конструкции — простота и дешевизна, высокая ремонтопригодность и легкость обслуживания. Недостатки тоже есть: высокий уровень шума, наличие в системе изнашивающихся деталей, относительно небольшие производительность и ресурс. Из-за конструктивных особенностей поршневые блоки не могут работать непрерывно, им требуется периодический «отдых».

Поршневые компрессоры широко применяются для обеспечения работы пневматического инструмента, насосов, пескоструйного оборудования. Ресурс их зависит от исполнения блока и может составлять от нескольких сотен (для бытовых моделей) до нескольких десятков тысяч моточасов (для промышленных блоков).

Винтовые компрессоры сжимают воздух с помощью двух вращающихся винтов сложной формы. Им не требуются впускные и выпускные клапаны: они непрерывно всасывают воздух с одной стороны компрессора, а выпускают — с другой. Уровень шума у них гораздо ниже, чем у поршневых компрессоров: отсутствует шум от клапанов, а трение в винтовом блоке ниже, чем в поршневом, соответственно, меньше энергозатраты и ниже рабочая температура блока.

В зависимости от привода винтов различают несколько вариантов конструкции блока. Наиболее популярен синхронный привод обоих винтов, при котором винтовые поверхности как бы обкатываются друг относительно друга с минимальным зазором. У всех подобных компрессоров определенная степень сжатия, зависящая от формы винтов (конфигурации окна нагнетания), а производительность определяется скоростью вращения роторов. За счет высоких значений объемного КПД и низких температур в конце сжатия винтовые компрессоры могут обеспечить такие показатели давления, которые в поршневых компрессорах достигаются только при двухступенчатом цикле. Из основных достоинств отметим высокую надежность работы, большой моторесурс (до 100 тысяч моточасов), малую изнашиваемость основных деталей и возможность продолжительной работы без перерыва. Энергоэффективность, то есть коли чество полученного воздуха на затраченный киловатт мощности, тоже значительно выше, чем у поршневых блоков. К недостаткам отнесем только относительно высокую стоимость винтового блока и невозможность его ремонта вне сервисных центров: блоки проходят индивидуальную обкатку в заводских условиях.
Спиральные компрессоры.

По принципу действия и характеристикам они аналогичны винтовым, но сжатие воздуха производится с помощью вращающихся спиралей. «Классический» винтовой ротор имеет фиксированный диаметр и переменный шаг винта, а у спирального наоборот — при постоянном шаге меняется диаметр. Но форма роторов может быть и комбинированной, с одновременным уменьшением шага и диаметра. Если оси вращения роторов параллельны, то это, строго говоря, винтовой компрессор, если расположены под углом, то спиральный. Спиральные компрессоры компактнее своих винтовых «коллег», но технологически сложнее в изготовлении. Довольно часто производители относят их к винтовым и не акцентируют внимание на форме роторов.

Вне зависимости от конструкции блока поршневые и ротационные компрессоры могут быть безмасляными и масляными. У каждого вида есть свои преимущества и недостатки. Безмасляные модели проще в обслуживании, масляные при прочих равных условиях обладают повышенным ресурсом и низким трением в системе. У простых моделей отсутствие масла в системе позволяет снизить стоимость блока, правда, за счет уменьшения ресурса. Для более сложных и дорогих аппаратов, напротив, его наличие позволяет сэкономить на чистоте обработки и пригонке деталей: масло, попадающее в трущиеся элементы компрессорного блока, герметизирует зазоры, снижает потери воздуха (обратный поток) и позволяет увеличить производительность. Немаловажно и то, что масляная среда способствует охлаждению сжимаемого воздуха и трущихся деталей. Однако использование масла плохо сказывается на качестве сжатого воздуха и требует установки сложных систем для его дальнейшей очистки. В некоторых случаях (пищевое производство, фармацевтика, окраска и лакировка) масляные компрессоры практически неприемлемы — слишком велики будут затраты на очистку воздуха от масляной пыли. Для таких целей подойдут безмасляные блоки с высокой точностью подгонки деталей. Иногда вместо масла для герметизации блока и охлаждения воздуха применяют воду: все равно после сжатия воздух будет очищен от конденсата.
Мембранные компрессоры.

По конструкции напоминают поршневые, однако роль поршня выполняет гибкая мембрана из прорезиненной ткани, резины или металла. Мембрана приводится в движение от кривошипно-шатунного механизма, эксцентрика либо гидравлического привода. Такие компрессоры обычно создают не слишком большое давление (2-3 атм.) и имеют невысокую производительность, зато перекачиваемый воздух совершенно не загрязняется продуктами износа и маслом. Область их применения — перекачка газов, создание разрежения, работа в медицине, научных исследованиях и т.п. Ресурс таких компрессоров весьма велик, до нескольких сот тысяч часов, ремонт обычно сводится к замене мембраны и трудностей не представляет.

Мембранные компрессоры широко применяются для работы с окрасочным инструментом низкого давления, в первую очередь с аэрографами.
Воздуходувки.

Этот класс оборудования — промежуточное звено между вентиляторами и компрессорами. Воздуходувки создают избыточное давление в пределах 0,1-1,5 атм. Обычно у них высокая производительность, но небольшая степень сжатия. По принципу действия различаются турбовоздуходувки и ротационные (двухротор-ные) машины. В первых сжатие газа происходит за счет отбрасывания газа быстро вращающимся рабочим колесом (турбиной) из центра к периферии, во вторых для нагнетания воздуха используются два синхронно вращающихся ротора, соединенных шестеренчатой передачей. Часто их называют шестеренчатыми компрессорами Рут или Руте, в честь братьев-изобретателей.

И те и другие относятся к безмасляным. Область использования — аэрация водоемов, транспортировка сыпучих материалов: цемента, гранулированных пластиковых ма-

териалов, пищевых продуктов, зерна, муки и тд.» обдув и охлаждение оборудования, раздув и прижим листов в полиграфии, системы вентиляции, промышленные пылесосы и прочие работы, для которых не требуется высокое давление, но важен большой объем перекачиваемого воздуха. Ресурс воздуходувок — 80-100 тысяч часов.
Устройство компрессора

Любой компрессор состоит из нескольких основных элементов.

Привод. Может быть электрическим, одно- или трехфазным, чаще всего от асинхронного электродвигателя. В некоторых случаях, когда работы ведутся вдали от источников тока, используется автономный привод, бензиновый либо дизельный.

Компрессорная группа. Независимо от ее конструкции различают компрессоры с прямым приводом и с ременной передачей. При прямом приводе ось вращения двигателя и компрессорной группы совпадают. К таким компрессорам, также называемым коаксиальными, относятся поршневые компрессоры небольших размеров и невысокой производительности, оборудованные асинхронными электродвигателями со скоростью вращения 2850 или 1450 об/мин. Если требуется большая производительность, применяют двухпоршневые компрессоры с V-образным расположением цилиндров, позволяющие увеличить этот показатель вдвое. Однако коаксиальная компоновка не подходит для получения больших объемов сжатого воздуха: довольно трудно добиться одновременного эффективного охлаждения компрессорного блока и двигателя, а долгая работа на высоких оборотах отрицательно сказывается на ресурсе блока.

Чтобы увеличить ресурс поршневой группы, необходимо уменьшить частоту вращения, для чего группу соединяют с мотором с помощью ременной передачи, при этом ведущий шкив передачи в несколько раз меньше ведомого. 6 таких моделях компрессорный узел работает на более низких оборотах и меньше перегревается. Для охлаждения узла спицам ведомого шкива часто придают форму лопастей вентилятора. Аппараты с ременной передачей и в ремонте проще: например, при заклинивании поршня ремень будет проскальзывать, предотвращая повреждение электродвигателя. Да и разборка сломавшегося узла здесь легче, чем при коаксиальном расположении.

Ременной передачей оснащены двухступенчатые компрессоры, у которых в блоке два поршня разного размера. Воздух в них предварительно сжимается одним поршнем, проходит промежуточное охлаждение и сжимается уже до рабочего давления во второй камере. Такая конструкция, позволяющая повысить общий КПД установки, применима в тех случаях, когда требуется выходное давление более 8 атм. и производительность более 500 л/мин.

Прямой привод или привод с ременной передачей используют и в винтовых компрессорах, но в их конструкцию обычно включают еще и электронный блок управления, меняющий обороты двигателя и, соответственно, производительность в зависимости от расхода воздуха. Нагрев блока у них меньше, нем у поршневых «коллег», поэтому его охлаждение уже не так важно и ременная передача используется для уменьшения габаритов системы «привод—блок».
Ресивер.

Почти всегда поставляется совместно с компрессором. Это пластмассовый или металлический сосуд, где сжатый воздух накапливается и расходуется по мере потребления. Помимо накопления, ресивер сглаживает пульсации давления во время работы (особенно это актуально для поршневых компрессоров небольшого объема). Еще один «побочный эффект» — воздух, вышедший из компрессора, за время нахождения в ресивере успевает немного остыть. При перерыве в работе компрессора или при отключении питания ресивер позволяет еще некоторое время продолжать трудиться. Ресивер всегда оснащают манометром, предохранительным клапаном, срабатывающим при повышении давления сверх допустимой величины при отказе прессостата, и сливным клапаном для удаления конденсата. Самая важная характеристика ресивера — объем. Чем он больше, тем реже придется подкачивать воздух (при переменном его расходе), но, чтобы знать общее количество находящегося в ресивере воздуха, необходимо учитывать много параметров, в том числе давление.

Органы управления, датчики, контрольные приборы. Даже в самом простом случае в комплект компрессора входит манометр для контроля давления воздуха (на ресивере), прессостат (реле давления), служащий для поддержания давления в ресивере в заданных пределах, то есть для включения/ выключения компрессора при понижении или повышении давления. Между ресивером и компрессорным блоком устанавливают обратный клапан, предназначенный для сохранения воздуха в ресивере и снижения нагрузки на блок при его отключении. Для регулировки давления на выходе используется редуктор (также с манометром), часто устанавливают еще и дополнительный кран, выдающий максимальное давление. В более сложных моделях присутствует датчик температуры головки, останавливающий работу в случае перегрева. Для мощных трехфазных электродвигателей (4 кВт и выше) в систему могут вводить устройства плавного пуска или переключатели по схеме «звезда—треугольник», снижающие пусковые нагрузки на сеть.

Возможна также комплектация дополнительным оборудованием для подготовки воздуха, в этом случае получившийся агрегат логичнее отнести к компрессорным станциям.
Подготовка воздуха

На этом моменте подробно останавливаться не будем, но несколько слов сказать надо. При сжатии воздуха водяной пар, содержащийся в нем, выпадает в виде конденсата. Часть жидкости остается в ресивере, который всегда оснащают сливной пробкой или устройством для автоматического сброса конденсата. Другая часть выходит из ресивера вместе с воздухом. Почти всегда ресивер изготавливают из обычной стали, так что он корродирует изнутри под действием конденсата. В итоге в воздух попадают еще и продукты износа ресивера и компрессорной группы. Помимо этого, в сжатом воздухе можно обнаружить частицы не отфильтрованной на входе пыли и масла (если компрессор масляный).

Степень требуемой очистки воздуха зависит от его дальнейшего назначения. Если он используется, например, для продувочных или пескоструйных работ, то в особой очистке нет нужды. При покраске автомобиля, перемещении сыпучих пищевых продуктов

или в фармацевтической промышленности требования куда строже — воздух не должен содержать частицы пыли и влаги.

Для долгой и качественной работы пневматических инструментов требуется их смазка. Использование неочищенного воздуха сильно снижает их ресурс из-за повышенного износа и коррозии трущихся деталей. Периодическая смазка самого инструмента решает проблему лишь отчасти, куда лучше, если поступающий к инструменту воздух будет дополнительно насыщен частицами масла.
Выбор компрессора – как выбрать то что действительно нужно

Подобрать идеальную машину «на все случаи жизни» невозможно — слишком велик спектр работ, которые можно выполнить с помощью компрессора. Поэтому первым делом нужно определить их объем и примерный список используемого инструмента. В подавляющем большинстве случаев достаточно рабочего давления в 6-8 атмосфер.

Новичок, впервые задумавшийся о покупке, выбирает обычно между моделями с объемом ресивера в 24 и 50 литров, при этом не обращая особого внимания на остальные параметры. А напрасно, потому что даже объем ресивера не стоит оценивать по принципу «чем больше, тем лучше». Гораздо важнее учесть задачи, под которые берется компрессор. Очень часто один и тот же приводной мотор и компрессорный блок могут ставить на ресиверы разного объема. В таком случае в процессе выполнения одинаковой работы компрессор будет работать одинаковое время и производить одинаковое количество воздуха. Если работать в постоянном режиме (например, красить дом), то разница в объеме ресивера будет неощутимой. А вот при периодическом использовании в течение дня ресивер большего объема гораздо удобнее, потому что мотор реже включается для поддержания в нем необходимого давления.

Пожалуй, важнейший параметр, на который следует ориентироваться при выборе компрессора, — производительность, которую указывают в л/мин {для крупных агрегатов — в м3/мин), с учетом условий всасывания (атмосферное давление, комнатная температура). Необходимую минимальную производительность можно прикинуть, исходя из паспортных данных по расходу воздуха для инструмента или инструментов, которые предполагается использовать одновременно. Здесь очень важно не ошибиться — конечно, нерационально покупать большую и объемную машину, если она не сможет использовать свой потенциал, но и выбор слишком маломощного компрессора приведет к его постоянной работе без перерывов, повышенному износу и уменьшению давления ниже рекомендованного, что неизбежно скажется на качестве работ.

На практике обычно достаточно запаса производительности компрессора в 10-25 % по сравнению с расходом воздуха в инструменте, но тут есть и некоторые нюансы. Для отечественного оборудования ГОСТ указывает производительность «по выходу», то есть реально получающийся при работе объем сжатого воздуха, определен ный экспериментально. За рубежом чаще используют производительность «по входу», то есть объем воздуха за цикл перемножают на частоту циклов сжатия и включают в паспортные данные коэффициент производительности (Кпр). Для поршневых машин он составляет 0,5-0,8. Таким образом, поршневой компрессор производительностью «по всасыванию» в 300 л/мин реально сможет выдать на инструмент гораздо меньше — около 200 литров.

Кстати, и подсчет расхода воздуха инструментом у нас и за рубежом отличается. В отечественном инструменте его определяют как количество воздуха, прошедшее через агрегат за минуту при полностью нажатом пусковом курке. В документации к импортному аппарату указывается величина, получаемая при его работе, с учетом пауз при использовании. И если, к примеру, для непрерывно работающего краскопульта или отбойного молотка эти цифры сходны, то у пневмогай-ковертов по паспорту они могут отличаться в несколько раз. На самом же деле расход у примерно одинаковых моделей будет также примерно одинаков.

Еще нужно принимать во внимание такой важный параметр, как коэффициент внутрисменного использования (Кви). Он определяет допустимый режим работы компрессорного блока. Кви зависит от исполнения и конструкции компрессора: чем выше его значение, тем дольше компрессор может работать без остановки «на отдых». Согласно российским стандартам, использование компрессоров возможно в кратковременном (Кви=0,15), непродолжительном (Кви=0,5) и продолжительном (Кви=0,75) режимах. Это не значит, что работать придется с соответствующими перерывами, ведь в периоды простоя собственно компрессора воздух поступает в систему из ресивера, пока давление в нем не упадет до минимально допустимого уровня. Вот поэтому при расчете требуемой производительности необходимо учитывать Кви, иначе аппарат либо будет работать с перегрузкой, а в особо тяжелых случаях — постоянно, не выдавая при этом требуемое давление, либо большую часть времени будет простаивать. Впрочем, Кви гораздо важнее при промышленном применении, в быту все гораздо проще — один-два человека вряд ли смогут перегрузить машину, если, конечно, правильно подобрана ее производительность.

Поршневой компрессор подходит в тех случаях, когда сжатый воздух нужен не постоянно, а через определенные промежутки времени. Если воздух требуется непрерывно, удобнее винтовые машины. И наоборот, прерывистая работа винтового компрессорного блока негативно сказывается на его ресурсе из-за изменения его теплового режима.

Следующий вопрос — выбор источника питания. Обычно достаточно однофазной сети, но для мощных машин, занятых в строительстве или на производстве, потребуются три фазы. Если же предполагается работа на выездах, при отсутствии электричества, потребуется либо электрогенератор, либо компрессор с автономным бензиновым или дизельным приводом. Некоторые производители выпу екают комплекты, состоящие из электрогенератора, компрессора и сварочного аппарата. Это «трио» способно обеспечить все основные потребности небольшой стройки или ремонта вдали от источников тока. К тому же элементы такого агрегата заранее согласованы друг с другом по мощности.

В зависимости от класса выделяются бытовые, полупрофессиональные, профессиональные и индустриальные компрессоры, отличающиеся уровнем исполнения, конструкцией, ресурсом, Кви и, разумеется, ценой. К бытовым обычно относят безмасляные поршневые одноцилиндровые компрессоры с прямым приводом и ресивером объемом до 50 литров. Поршневые кольца у них пластиковые, ресурс относительно невелик — несколько сотен часов, Кви обычно не превышает 0,2, производительность — до 300 л/мин по входу. Область применения — гараж, дача, небольшая мастерская. К бытовым можно отнести и некоторые масляные компрессоры, с металлическими поршневыми кольцами и алюминиевой гильзой цилиндра. Несмотря на скромные характеристики, такие модели весьма востребованы частниками: при нечастом использовании и нормальном техническом обслуживании они служат годами.

Полупрофессиональные компрессоры оснащают системой смазки разбрызгиванием, у них исключительно металлические поршневые кольца и, соответственно, больше ресурс (до 1000 моточасов). Как бытовые, так и полупрофессиональные модели развивают рабочее давление не более 8 атм. и рассчитаны на одновременную работу с одним-двумя инструментами.

Профессиональные компрессоры предназначены для длительной работы в условиях предприятия, следовательно ресурс, исполнение и цена у них значительно выше. К профессиональным относятся многие агрегаты с одно- и двухступенчатым сжатием воздуха, рабочим давлением 7-15 атм., ременным приводом, различными объемами ресиверов, часто еще и в шумопоглощающем кожухе. Некоторые производители выпускают двухголовочные компрессоры, использующие два компрессорных блока на общем ресивере.

При выборе стационарной машины для профессиональных работ необходимо учитывать вот еще что. Паспортная производительность указывается в пересчете на нормальные условия (20 °С, атмосферное давление 1 атм. (760 мм. рт. ст.), относительная влажность 36 %). При повышении температуры на 5-6 °С подача снижается на 2 %, при повышении высоты над уровнем моря — примерно на 1 % на каждые 100 м подъема.) На практике это значит, что компрессор по возможности следует устанавливать в холодном проветриваемом помещении или у окна, где обеспечивается хорошая циркуляция воздуха. Следует также обращать внимание на чистоту предварительного воздушного фильтра, также заметно влияющего на производительность. В некоторых случаях даже обустраивают отдельные трубопроводы, подающие к компрессору холодный чистый воздух с улицы.
Особенности эксплуатации компрессора и его технического обслуживания

Ресурс компрессора и безопасность работы во многом зависят от подготовки агрегата, правильного обслуживания и своевременного устранения неисправностей. Рассмотрим эти особенности на примере наиболее популярных в быту поршневых мобильных компрессоров.

Перед работой компрессор должен быть установлен в сухом и чистом месте. Безмасляные аппараты ставят в любом положении, масляные—только на ровной горизонтальной поверхности. Перед первым запуском и после долгого перерыва рекомендуется открыть выпускной кран и дать машине поработать вхолостую несколько минут для распределения смазки и приработки трущихся деталей. Затем можно начинать работу.

После первых 5-10 часов наработки необходимо протянуть крепежные соединения и сменить масло, дальнейшие замены проводятся в соответствии с инструкцией, но не реже раза в год. Время от времени следует разбирать и продувать воздушный фильтр — чем меньше будет сопротивление воздуха на входе, тем легче двигателю. Практически всегда для бытовых МАШИН в качестве фильтрующего элемента используется поролон, так что особых трудностей эта операция не доставит. Последняя, часто требующаяся операция — слив конденсата. При сжатии воздуха из него выпадает влага, которая в основном остается в ресивере. Если нет автоматического конденсатоотводчика, примерно раз в неделю (при ежедневной работе) нужно отключить аппарат, открыть воздушный кран (чтобы сбросить давление в ресивере), открутить пробку и слить накопившийся конденсат — воду с частицами масла и продуктами износа компрессора.

В аналогичном уходе вообще-то нуждается вся пневмосистема: ей требуется периодическое обслуживание фильтров, систем очистки воздуха и иногда смазка используемого инструмента.

Компрессоры с ременным приводом требуют периодической проверки и регулировки натяжения ремней.

При работе не следует превышать допустимых значений Кви — это приводит к усиленному износу трущихся деталей. На многих компрессорах, кроме самых простых бытовых, есть датчик перегрева головки, но лучше не доводить ситуацию до его срабатывания. Следует учитывать температуру окружающей среды: чем она выше — тем меньше должно быть время непрерывной работы. И конечно, для лучшего отвода тепла надо держать ребра охлаждения цилиндра в чистоте: грязь на них очень сильно затрудняет охлаждение.

Владельцы масляных компрессоров сталкиваются также с проблемой выбора подходящего масла. Здесь можно дать несколько рекомендаций.

Во-первых, ни в коем случае не использовать автомобильное. Причина, как обычно, в том, что автомобильное моторное масло не рассчитано на условия работы, характерные для компрессоров, — например, у него значительно более высокая зольность (в десять и более раз выше).

Во-вторых, очень важно правильно подобрать масло по вязкости — не слишком жидкое и не слишком густое. Излишне жидкое приведет к тому, что профессионалы называют «стучать по цилиндру» — когда поршень касается стенки цилиндра (в нормальных условиях его от этого удерживает именно масло). Излишне густое усложнит запуск при низких температурах и приведет к ускоренному износу двигателя и деталей компрессора. Так что вязкость масла надо подбирать в соответствии с инструкцией.

Но и тут есть «скользкий момент». В маркировке масла на вязкость указывает параметр ISO. В инструкциях часто встречается рекомендация использовать летом масло с индексом ISO 100, а зимой — ISO 68, то есть брать на зиму более жидкое. Обоснование обычно не приводится, и мало кто знает, что эти рекомендации относятся к минеральному маслу, которое густеет при низких температурах, а полусинтетику или синтетику можно считать всесезонным маслом.

И еще один контраргумент против «минералки» — у нее меньше ресурс до замены, так что в итоге даже при меньшей стоимости оно может обойтись дороже.

Поломки и неисправности пневматического инструмента и оборудования

Чаще всего встречается утечка воздуха из системы. Место утечки обычно легко найти по характерному шипению. Ремонт (восстановление герметичности) несложен, но его лучше не откладывать, ведь для восполнения улетучившегося воздуха компрессору придется работать больше.

Иногда пользователи сталкиваются с отказами электромоторов. Чаще всего причина кроется не в моторе, а в сетевом проводе, вилке или розетке электросети. Для трехфазных моторов опасно исчезновение одной фазы — при этом двигатель быстро выходит из строя. Впрочем, двигатель — достаточно надежный узел, при нормальном напряжении и токе его ресурс больше, чем у компрессорного блока.

Основной неисправностью компрессорного блока является уменьшение подачи воздуха. Причин этому несколько. Проскальзывание ремня (при ременном приводе), пониженные обороты двигателя (большая нагрузка, низкое напряжение), зависание или негерметичность клапанов, наконец, обычный износ. В случае износа или проблем с клапанами потребуется серьезный ремонт, иногда проще поменять весь блок в сборе. Но обычно достаточно заменить несколько деталей, чтобы продлить на некоторое время ресурс агрегата.

Еще одна распространенная причина выхода блоков из строя — гидроудар. Если внутрь камеры сжатия вместо воздуха попадет несжимаемая вода (такое возможно, к примеру, при работе под сильным дождем), это обычно приводит к разрушению деталей шатунно-поршневой группы. Здесь простым ремонтом уже не обойтись, потребуется переборка всего блока.

И последнее, что может выйти из строя, — реле давления (прессостат). Наиболее опасен его отказ на отключение, на этот случай все ресиверы оснащают предохранительным клапаном. Если прессостат не сработает, при превышении допустимого давления откроется клапан, и воздух будет со свистом выходить из ресивера. Двигатель в такой ситуации не отключается, поэтому при срабатывании клапана нужно «вырубить» компрессор и начать разбираться с причиной поломки.
Виды и типы пневматического инструмента и оборудования

Весь пневмоинструмент в принципе можно разделить на две категории. В первой воздух действует напрямую для перемещения или распыления различных составов (всевозможные пистолеты и распылители). Ко второй категории относятся инструменты и оборудование, использующие энергию сжатого воздуха для совершения определенной работы. Эта категория весьма многочисленна, в нее входят инструменты, предназначенные как для решения «обычных» задач (для которых мы привыкли прибегать к электроинструменту), так и узкоспециализированные (чаще всего профессионального класса). Многие (но не все) из них имеют электрические аналоги, однако мощность пневматики гораздо выше, да и выбор у нее среди специфических разновидностей инструмента богаче.
Дующий инструмент

Эти виды инструмента почти не имеют электрических аналогов: сами по себе, «в воздушном исполнении», они довольно просты и дешевы, а если в качестве источника энергии брать электричество, то конструктивная сложность, вес и стоимость получившегося аппарата возрастает в несколько раз.

Для бытовых целей полезно приобрести совместно с компрессором набор аксессуаров для сжатого воздуха, состоящий из подводящего шланга и нескольких приспособлений. На таком наборе (заметим, что все его составляющие можно купить и по от-

дельности) остановимся подробнее, так как стоимость его относительно невысока, а полезных функций у него немало.

Что же входит в состав «набора для начинающих»?

Подводящий шланг. Спиральный, обычно длиной 5 м. Необходим для любого инструмента. Максимально допустимое давление — 10 атм. (хотя компрессор отрегулирован максимум на 8 атм.).

Пистолет для подкачки шин. Оснащен манометром для контроля и проверки давления в колесах. Имеет рычаг для накачки и кнопку для стравливания воздуха.

Продувочный пистолет. При всей своей невзрачности — очень полезная вещь. Кроме продувки трубок и каналов, пригодится для очистки рабочего места, подготовки к покраске поверхностей и генеральной уборки. К примеру, удалить полностью пыль из салона машины практически невозможно: есть довольно много мест, куда пылесосом не дотянуться, да и мощности всасывания у него не хватит, чтобы удалить весь прилип­ший к ворсу мусор. Если перед работой пылесосом пройтись по проблемным местам сжатым воздухом, результаты получатся гораздо интереснее. Правда, сначала советуем надеть респиратор: пыли будет много. То же самое относится к покраске полов, строений, очистке поверхностей от облупившейся краски. Если же требуется покрасить металлический гараж или фундамент, этот пистолет поможет очистить и заодно подсушить поверхности в самом проблемном месте — в точке контакта с землей (лишнюю землю просто сдует). Более простого и эффективного метода проведения подобной очистки не существует.

Краскораспылитель. Любой, кто попробует в действии это приспособление, в даль­нейшем вряд ли захочет работать кистью или валиком (кстати, это не самые дешевые материалы). Расход краски у распылителя гораздо ниже, а качество работы — выше. Прокрасить «труднодоступные места» кистью бывает довольно сложно, а для распылителя такого понятия практически не существует. Приборы отличаются друг от друга верхним либо нижним расположением бачка. Разница в применении есть, хотя и не очень большая — если бачок сверху, то удобнее красить в направлении «сверху вниз»; если он снизу — соответственно наоборот. Нижний бачок обычно имеет несколько больший объем и сподручнее в работе: распылитель можно поставить на подходящую поверхность, бачок будет служить основанием (весьма устойчивым). При верхнем расположении емкости удобнее работать с вязкими материалами, но инструмент придется класть набок.

Обычно распылитель оснащен регулировками подачи воздуха и краски, зачастую доступна еще и регулировка формы факела. Для окраски строений, нанесения лаков и иных не ответственных работ достаточно и такого недорогого приспособления. При известном навыке можно попробовать покрасить и автомобиль, но добиться заводского качества заведомо не получится: необходимы еще осушитель воздуха, чистое помещение без пыли и оборудование для сушки.

Моющий пистолет. Его также часто называют мовильным пистолетом, поскольку в бытовом сегменте они действительно практически идентичны. А вот профессиональные моющие и мовильные пистолеты могут отличаться весьма существенно.

Не слишком требователен к качеству распыляемой жидкости и в зависимости от настройки способен работать как мини-мойка садовый опрыскиватель или приспособление для антикоррозийной обработки автомобиля. Для этого можно использовать слегка подогретый мовиль, «заводские» антикоррозийные материалы (хотя для них более пригоден краскопульт с широким соплом) или проверенное «народное» средство: 2 банки пушечного сала, 4 бутылки мовиля разбавить отработкой до объема в 10 л, разогреть (не на открытом огне!). Полученную смесь в горячем виде нанести на днище, в двери и скрытые полости. Такой антикор сохраняет пластичность годами в отличие от битумных мастик, которые растрескиваются значительно быстрее.

Даже такой небольшой набор приспособлений способен значительно облегчить жизнь. Однако спектр возможного применения пневмоинструмента гораздо шире. Была бы задача, а уж подходящий для ее решения пневматический инструмент найдется всегда.

Профессиональные краскораспылители изготовлены гораздо добротнее бытовых (иногда даже с тефлоновым покрытием поверхностей, соприкасающихся с краской) и обычно продаются в комплекте с несколькими сменными соплами разного диаметра. Разновидностью их являются аэрографы, предназначенные для художественной росписи (не только автомобилей, но любых предметов). Для качественной работы, особенно в условиях автомастерской, лучше использовать распылители низкого (порядка 2 атм.) давления.

Оборудование для нанесения смесей и мастик. Конструктивно эти агрегаты обычно сходны с краскораспылителями или продувочными пистолетами с верхним расположением бачка, но, поскольку вязкость смесей здесь гораздо выше, имеют увеличенный диаметр сопла. Как правило, их запитывают от компрессоров среднего и высокого давления. Для некоторых профессиональных работ, особенно когда их объем велик, используют также пистолеты с пневматическим приводом для работы со стандартными тубами с герметиком и термоклеевые пневмопистолеты, работающие с клеем-расплавом.

Оборудование с отдельным баком. Емкость стандартного бачка для ручного пневмоинструмента редко превышает 1 л, что неизбежно сказывается на производительности. Достаточно часто работу приходится прекращать и заполнять бачок новой порцией материала. К тому же качество находящегося в большой емкости быстросохнущего материала отнюдь не улучшается, если постоянно открывать эту емкость и доливать из нее «по чуть-чуть». Увеличить объем бачка, конечно, можно, но повышение итогового веса распылителя с материалом скажется на производительности и качестве работ еще сильнее: у работающего неизбежно начнут затекать руки. Если работы много, стоит обратить внимание на оборудование с отдельным баком, состоящее из собственно бака и сменной насадки, соединенных гибким шлангом. Бак — это сосуд высокого давления, оборудованный манометром и предохранительным клапаном. В некоторых случаях бак может быть снабжен нагревательными элементами СТЭНами) для подогрева содержащейся в нем смеси.

Пескоструйные агрегаты. Предназначены для очистки от грязи, ржавчины и краски различных деталей и поверхностей за счет выбрасывания через сопло песка под давлением (для наружных работ, к примеру, для очистки стен). Вместо песка применяют и другие материалы — металлическую стружку, электрокорунд, колотую дробь и т.д. Другой вариант «пескоструйки» — детали помещают в специальную камеру, через которую продувают воздух с абразивным веществом. Существуют аппараты и для очистки свечей зажигания — в камеру помещают только нижнюю, рабочую, часть свечи.

Воздух как двигатель

Пневматический инструмент, использующий воздух в качестве источника энергии, практически всегда относится к профессиональному оборудованию.

У электрического инструмента при всей его распространенности есть несколько недостатков. Электродвигатель в его составе — сложная, тяжелая и дорогая деталь, чувствительная к пыли и грязи, требующая охлаждения потоком воздуха и небезопас­ная с точки зрения поражения электрическим током. Подавляющее большинство электроинструментов не приспособлено для работ во влажной и взрывоопасной среде. Конечно, эти недостатки в той или иной степени устранимы. При желании реально сделать электродрель, способную работать хоть под водой, но стоимость получившего­ся прибора будет соответствовать эксклюзивности конструкции. Да и вопросы веса и шумности при постоянной работе с мощным оборудованием нельзя сбрасывать со счетов, тем более что они влияют и на безопасность.

Сами по себе пневматические инструменты обычно дороже электрических аналогов, но тут есть несколько нюансов. Во-первых, что касается мощности, то для электроин­струмента обычно имеется в виду потребляемая мощность, а для пневматики — вы­ходная. Разумеется, если сравнивать именно по выходной мощности, то пневматика однозначно выигрывает. Далее, пневматика конструктивно проще, но изготавливается из более качественных материалов и имеет значительно больший ресурс: попросту говоря, ломаться в ней нечему. Отсутствие искрообразования и необходимости дополнитель ного охлаждения позволяет изготавливать инструмент в закрытом корпусе и работать при практически любых погодных условиях и во взрывоопасных средах. Мощность инструмента определяется давлением воздуха и может достигать значений в несколько раз больших, чем у электрических аналогов при одинаковом весе (конечно, превышать стандартное давление в 6,3 атм. не стоит). С точки зрения безопасности пневмоинструмент также выигрывает: одновременное подключение нескольких мощных потребителей электричества в розетку грозит иной раз весьма неприятными последствиями. Для пневматики все проще, в крайнем случае, если компрессор перестанет справляться, уменьшится мощность. Да и обрыв сетевого шнура гораздо опаснее, чем даже полное разрушение пневматического шланга.

Пневматические гайковерты. Это самый распространенный пневматический инструмент, облегчающий работы по сборке и особенно разборке резьбовых соединений. Различаются они по исполнению, моменту затяжки и размеру посадочного квадрата шпинделя.

Прямые гайковерты, у которых оси вращения пневмодвигателя и шпинделя совпадают, благодаря ударному механизму способны развивать мощность до нескольких тысяч Н*м. Для сравнения: необходимый момент затяжки основных резьбовых соединений легкового автомобиля составляет несколько десятков, и только в некоторых соединениях — порядка 200 Н*м. Угловые гайковерты, в которых оси шпинделя и двигателя находятся под прямым углом друг к другу, бывают как с ударным (отечественные), так и с храповым (большинство импортных моделей) механизмом. Максимальный момент затяжки у них обычно не превышает 120 Н*м для моделей с храповиком и 1000 Н*м для «ударников». Все модели оснащаются реверсом, на большинстве предусмотрена регулировка крутящего момента, хотя момент также можно регулировать, меняя входное давление.

Следует заметить, что совместно с гайковертами используют только специальные усиленные головки (ударные либо из категории «для механизированного инструмен­та»). Головки, предназначенные для ручного инструмента, на такие нагрузки попросту не рассчитаны.

Дрели, шуруповерты, легкие перфораторы. По своим характеристикам эти виды оборудования сопоставимы с электрическими моделями, отличаясь от них невысоким весом, меньшей шумностью и большей долговечностью. Область их применения — крупное производство, работа в местах с повышенной влажностью, в агрессивной и взрывоопасной среде.

Ударные инструменты. Чем мощнее требуется инструмент, тем сложнее найти для него электрический аналог: с возрастанием мощности электродвигателя увеличивается и его масса, тогда как максимальная мощность пневматического аппарата зависит, по большому счету, только от механической прочности деталей. Даже топовые модели электрического ударного инструмента имеют весьма средние показатели по сравнению с пневматикой. Да и ассортимент электрооборудования обычно тоже невелик.

Наиболее известные и типичные представители ударных инструментов — отбойные молотки. Они предназначены для дробления и снятия асфальтовых покрытий, разрых­ления мерзлого или твердого грунта, пробивки проемов в кирпичных стенах, добычи мягких руд и камня.

Пневмобетоноломы — это более мощные аппараты, способные выполнять работы по разрушению зданий или бетонных покрытий. Рабочая часть этих инструментов — пика, основное назначение которой — направленное ударное воздействие. В зависимости от выполняемых работ применяют пики различной формы и размеров. Существуют и менее мощные аппараты, такие как пневмомолотки (рубильные и зачистные) и зубила.

К ударным инструментам относятся также средние и тяжелые перфораторы. Оснасткой им служат специальные буры, имеющие по оси сквозной канал диаметром 4-5 мм. По нему под давлением подается воздух или вода для продувки или промывки шпуров. При этом улучшаются условия работы и охлаждение коронки, а пыль и обломки удаляются вместе с потоком воздуха или воды. Такие буры весьма эффективны и к тому же значительно дешевле в производстве, чем сплошные.

Забивное оборудование особенно востребовано в мебельном производстве, деревянном строительстве, производстве окон и дверей, паркетных работах и при изготовлении различной тары и упаковки. Они не требуют мощных компрессоров, не слишком чувствительны к качеству воздуха, пожаробезопасны, легки в работе и обеспечивают высокую производительность и качество.

Скобозабиватели (степлеры) пригодны для мебельного и упаковочного производства, крепления рулонных материалов и утеплителей, гипсокартона, фанеры, штапика. Скобы стоят дешевле гвоздей или штифтов, при этом обеспечивая хорошее крепление. При креплении тканей и мягких листов прочность получившегося соединения получается выше, чем при использовании гвоздей, а скорость работы — больше.

Гвоздезабиватели (нейлеры) особенно полезны при строительстве, облицовке вагонкой, кровельных работах, изготовлении ящиков и поддонов. В зависимости от способа упаковки гвоздей в магазин инструмента они делятся на барабанные и реечные. В первом случае гвозди прихватывают сваркой к проволоке (иногда используется специальная направляющая лента), полученную ленту сворачивают в катушку и помещают в барабан нейлера. При этом количество гвоздей в барабане может достигать 150-300 штук. Немаловажно еще и то, что при такой упаковке размер шляпки гвоздя значения не имеет, катушка сворачивается так, что шляпки находятся на разном уровне друг относительно друга. Таким способом особенно удобно упаковывать анкер ные и кровельные гвозди с большими шляпками. Однако барабанный нейлер довольно тяжел и габаритен.

Реечные нейлеры используют в работе обоймы гвоздей, скрепленные пластиковой заливкой. Обычная вместимость магазина — несколько десятков гвоздей, после этого обойму необходимо менять. Для увеличения емкости магазина пользуются гвоздями с уменьшенными шляпками, часто имеющими форму квадрата. При чистовой отделке такая шляпка будет почти незаметна. Для финишных работ и «невидимых» соединений используются штифто- или шпилькозабиватели, по конструкции схожие с реечными нейлерами. Штифт от шпильки отличается только наличием шляпки (круглой, квадратной или Г-образной). Довольно часто штифтозабиватели могут работать и с гвоздями.

Для увеличения прочности соединений крепежные элементы покрывают термоклеевыми составами, разогревающимися при забивке. С той же целью выпускаются гвозди с винтовой (спиральные) или кольцевой (ершеные) насечкой. Для улучшения внешнего вида и защиты от коррозии применяется анодирование или оцинковка.

При выборе забивного оборудования, помимо очевидных требований к мощности и размерам забиваемых деталей, следует обратить внимание на то, что крепежные материалы у различных фирм-производителей во многих случаях индивидуальны и не совместимы, то есть придется закупать «расходку» той же фирмы, что и оборудование

Для работ с обычными гвоздями используются пневмомолотки с намагниченным наконечником и набором насадок различного размера в зависимости от размера гвоздей. Существует также много разновидностей забивного инструмента, в которых роль источника энергии играет баллончик со сжатым воздухом. Преимущества и недостатки очевидны — полная автономность, но увеличение затрат. Баллончик (картуш) является расходным материалом, к тому же долго хранить его в инструменте нельзя — через несколько месяцев воздух из него почти наверняка стравится.

Отрезное и зачистное оборудование. Эти виды инструмента обычно не требуют высокой мощности при работе, поэтому почти всегда имеют электрические аналоги с сопоставимыми техническими параметрами. Однако при работе с абразивными инстру ментами образуется много пыли, которая не лучшим образом сказывается на ресурсе электромотора, но практически не влияет на долговечность пневматики. К этому обо­рудованию относятся зачистные, отрезные и углошлифовальные машины («болгарки»), работающие с отрезными и зачистными камнями, прямые и торцевые шлифовальные машины, использующие в качестве рабочего инструмента абразивные камни, а также прямые, орбитальные и ленточные машинки, работающие со шлифовальной бумагой (шкуркой). Для финишной обработки используют машинки с полировальными кругами.

Оборудование для шиномонтажа. Неудивительно, что в шиномонтажном деле пневматическое оборудование применяется повсеместно: так, компрессор необходим в обязательном порядке, а значит, к нему можно подключить и иные виды инстру­ментов и приспособлений. Шиномонтажные станки практически всегда работают от сжатого воздуха: для отрывания шины от диска требуется большое усилие и небольшой ход поршня. Пневмоцилиндр для выполнения этой операции — оптимальное решение. Далее, для разборки и последующей сборки колеса диск необходимо надежно закрепить в станке на поворотном столе — для этого существуют раздвижные зажимные кулачки также с пневмоприводом. Затем к колесу подводится монтажная стойка (она может быть отклоняемой, с отдельным пневмоприводом), на диск опускается упор, оператор нажимает на педаль для поворота стола и легким движением монтажной лопатки собирает или разбирает колесо. В некоторых случаях зажимные кулачки имеют специальные проточки для подвода воздуха для так называемой взрывной накачки колеса.

Ассортимент пневматического оборудования для шиномонтажа не ограничивается шиномонтажным стендом. Сжатый воздух используется в вулканизаторах, для надежного крепления ремонтируемых шин и камер. При зачистке резины для наложения заплат, а также для зачистки дисков очень удобны шлиф машинки с камнями различной формы, для подьема тяжелых колес — пневматические лифты, для подъема автомобиля — всевозможные пневмодомкраты и подъемники.

Надувные пневматические домкраты

Этот не слишком известный вид пневмооборудования представляет собой надувную подушку, изготовленную из высокопрочных материалов. Существуют модели грузоподъ­емностью от нескольких сотен килограммов до нескольких десятков тонн. Достоинства пневмодомкратов — небольшой вес, нетребовательность к горизонтальности, твер­дости и ровности опорной поверхности и поднимаемого груза (только острые углы нежелательны), а также значительная площадь опоры. Область их применения весьма широка — от аварийно-спасательных работ до промышленной эксплуатации. С их помощью можно, к примеру, поднять деревянный дом для ремонта фундамента либо вытащить из грязи или снега автомобиль любого веса. Эти домкраты рассчитаны на различное давление, некоторые модели можно запитать от выхлопной трубы машины, а более мощные — от компрессора, баллона со сжатым воздухом или пневмосистемы грузовика.

Оборудование для бестраншейных технологий

Говоря о пневматическом инструменте, нельзя хотя бы вкратце не упомянуть еще об одном классе профессионального оборудования. Практически любое здание и соору­жение оборудуют различными подземными коммуникациями: водо- и газопроводом, ка­нализацией, электропитанием и т.д. Использование открытого (траншейного) метода для прокладки магистралей дорого, а иногда и невозможно в принципе (например, под железнодорожным полотном). К тому же после того как траншея закопана, придется заново класть асфальт, сеять газоны и приводить землю в надлежащий вид. Бестран­шейные технологии представляют собой вариант выполнения работ по подземному строительству с минимальным вскрытием грунта. Основной инструмент для этого — пневмопробойники и забивные машины. Для прокладки кабелей, труб или пробивания скважин в земле выкапывают два шурфа на расстоянии до нескольких десятков метров друг от друга, Пневмопробойник устанавливают с одной стороны, и он под действием сжатого воздуха, словно дождевой червь, пробивает отверстие к другой. Для точных работ используются пробойники с дистанционным управлением, способные менять направление движения. Кабели и трубы могут при этом затягиваться при прямом ходе пробойника, вслед за ним либо после пробивки скважины с любой стороны. Забивные машины предназначены для забивки в грунт труб или стальных футляров диаметром до нескольких метров. Трубы могут быть забиты закрытым концом {обычно в предварительно пробуренную скважину) или открытым (актуально для сыпучих грунтов или под транспортными магистралями, когда скважину бурить нежелательно). В этом случае оставшийся внутри трубы земляной стержень в дальнейшем выдавливается с помощью воздуха, воды или иными методами. При необходимости возможна прокладка трубопровода взамен старого, с одновременным разрушением старых труб. Бестраншейные технологии применяют и при горизонтальных работах: для строительства колодцев, забивки свай, устройства дренажей, закрепления сводов подземных сооружений, спасательных мероприятий под землей и в шахтах.

Весь ассортимент пневматического инструмента в рамках одной статьи перечислить невозможно. В заключение упомянем еще некоторые виды инструмента: граверы, дисковые и ножовочные пилы, пылесосы, пневмотрамбовки, зажимы, тиски и прессы, насосы и помпы…. Подводя итог, скажем: практически невозможно найти ручной или электрический инструмент, не имеющий пневматического аналога.

_________________
Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом (И. Гете).


Вернуться к началу
 Профиль Персональный альбом  
 
Немного рекламы:
 Заголовок сообщения: Re: Пневматический инструмент и компрессоры – виды, устройст
UNREAD_POSTДобавлено: 12 ноя 2011, 18:05 
Эксперт
Эксперт
Аватара пользователя

Сообщения: 2570
Изображения: 126
Откуда: Мариуполь
Репутация: 102   Уважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человекУважаемый человек
Не в сети
Методика расчета характеристик компрессора
Особенности расчёта

Приступая к расчету характеристик компрессора, полезно знать следующее. В паспортных данных на импортную технику указывается теоретическая производительность компрессора (производительность по всасыванию). Она отличается от реальной, выходной, в большую сторону. Отличие учитывается коэффициентом производительности (Кпр). Для компрессоров профессиональной серии коэффициент производительности может составлять величину от 0,6 до 0,75, причем большие значения соответствуют большей подаче. Различия характеристик, рассчитанных на входе и на выходе, могут достигать существенной величины. Для продукции бытовой серии таких данных не приводит никто, хотя из практики известно, что реальный "выход" бытовых компрессоров едва ли превышает 50% от заявляемой теоретической производительности. Приводимая методика выбора компрессора содержит упрощенные соотношения, которая, тем не менее, позволяет правильно определить его параметры. Обратите внимание, что в ней определяется теоретическая производительность компрессора (по входу). Чтобы пересчитать полученные данные на "выход" (в случае расчета отечественного компрессора), нужно результат уменьшить на 25-40%. Итак, правильно определив исходные данные и выполнив несколько математических вычислений, можно понять, какими характеристиками должен обладать компрессор. Однако выбирать нужно конкретную технику, а не характеристики.
Шаг 1. Расчет воздухопотребления. Определяется состав потребителей сжатого воздуха и их номинальный расход воздуха (Gi). Периодичность работы учитывается применением в расчетах полученного опытным путем коэффициента использования пневмооборудования (Киi), равного отношению длительности их работы к продолжительности смены. G(л/мин) = G1*Kи1+G2*Kи2+ ...
Шаг 2. Расчет теоретической производительности компрессора (по входу). Qвх (л/мин) = G х b, где b - коэффициент запаса производительности, зависящий от класса компрессора и максимального давления, определяемый по таблице:
Максимальное давление Pmax, (бар)
Класс компрессора 10 8 6
Бытовой 1,7 1,6 1,5
Профессиональный 1,6 1,5 1,4
Промышленный 1,4 1,3 1,2


Чтобы получить значение выходной производительности (необходимо при выборе отечественного компрессора), полученные данные нужно уменьшить на 25-40%.
Шаг 3. Определение объема ресивера V(л) = G t / 170, где t - допустимое время (сек), за которое давление в ресивере падает от максимального до минимального (рекомендуется от 180 сек и более в зависимости от требований к пневмосети).

Если же у вас есть компрессор, который не обеспечивает ваши потребности. Тогда применяем следующую методику.
Шаг 1. Хронометрированием экспериментально определяем наименьшее значение t - время (сек), за которое давление в ресивере падает от максимального до минимального (время между остановкой и включением компрессорной головки).
Шаг 2. Рассчитываем реальное воздухопотребление по формуле: G = 170 V / t, где V - объем ресивера (л).
Шаг 3. Используя полученные данные, пересчитываем характеристики компрессора согласно методике.

_________________
Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом (И. Гете).


Вернуться к началу
 Профиль Персональный альбом  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа     RSS RSS   -69.com


ПОХОЖИЕ ТЕМЫ
 Темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
В этой теме нет новых непрочитанных сообщений Шпатлевка автомобиля и виды шпатлевок

medved

3

5759

12 дек 2011, 13:02

medved Перейти к последнему сообщению

 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


(c) 2008-2010 Content by Frejer Stolz & Co Powered by phpBB Group